В этом посте вы узнаете, как выполнять задания 20-28 в части Грамматика и Лексика ОГЭ по английскому языку. Вы изучите критерии оценивания, структуру, узнаете какие ошибки обычно делают ученики, ознакомитесь со стратегией выполнения и рекомендациями.
Структура части Грамматика и Лексика ОГЭ по английскому языку, Задания 20-28
Часть Грамматика и Лексика ОГЭ по английскому языку состоит из 15 заданий. В это посте рассмотрим только задания 20-28, на грамматическое соответствие слов содержанию предложенного текста.
В рамках выполнения Заданий 20-28 вам нужно будет заполнить пропуски в тексте предоставленными словами, преобразовывая эти слова так, чтобы они "грамматически соответствовали содержанию текста". Задания относятся к базовому уровню сложности.
Задания 20-28 проверяют ваши "(грамматические) навыки распознавать и употреблять в речи изученные морфологические формы и синтаксические конструкции в коммуникативно-значимом контексте", как указывается в Спецификации КИМ ОГЭ. То есть, во время выполнения задания вам нужно сначала выяснить, какое грамматическое правило необходимо применить в каждом случае, для этого внимательно изучив контекст, а после – поставить данное слово в правильную форму.
В Кодификаторе ОГЭ разработчиками приведены следующие темы и правила, которые вы должны знать, уметь распознавать и применять:
Предложения с начальным It (It’s cold. It’s five o’clock. It’s interesting. It’s winter.)
Условные предложения реального (Conditional I) и нереального характера (Conditional II)
Предложения с конструкцией I wish (I wish I had my own room.)
Косвенная речь в утвердительных и вопросительных предложениях в настоящем и прошедшем времени
Наиболее употребительные личные формы глаголов действительного залога: Present Simple, Future Simple и Past Simple, Present и Past Continuous, Present и Past Perfect; и страдательного залога Present Simple Passive, Future Simple Passive и Past Simple Passive
Имена существительные во множественном числе, образованные по правилу и исключения
Местоимения: личные (в именительном и объектном падежах, а также в абсолютной форме), притяжательные, указательные, неопределённые, относительные, вопросительные
Имена прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степенях, образованные по правилу, а также исключения
Наречия в сравнительной и превосходной степенях, а также наречия, выражающие количество (many/much, few / a few, little / a little)
Числительные количественные, порядковые
Знание этих правил поможет вам выполнить задания 20-28: и проанализировать контекст, и правильно преобразовать слова.
Критерии оценивания части Грамматика и Лексика ОГЭ по английскому языку, Задания 20-28
За весь раздел 3 – Грамматика и Лексика вы можете получить максимально 15 баллов. За блок заданий на грамматическое соответствие, задания 20-28 максимальное количество – 9 баллов.
За каждое из заданий 20-28 вы можете получить по 1 баллу за каждый правильный ответ – то есть, все слова или фразы должны быть написаны полностью верно, без ошибок не только в грамматической форме, но и в орфографии. Ответы также должны быть записаны в бланк по правилам: без пробелов, одна буква – одна клеточка. Пишите буквы чётко, точно как в примерах сверху бланка.
Преобразованные слова вам нужно будет записать в бланк ответов без пробелов (например, если ответ в задании 21 – have won, то в бланк ответов вы записываете в строке 21 HAVEWON)
Даже вы не знаете ответа на какие-то задания – напишите наиболее подходящий вариант.
Стратегия выполнения части Грамматика и Лексика ОГЭ по английскому языку, Задания 20-28
Всю часть Грамматика и Лексика ОГЭ (задания 20-28 и 29-34) рекомендуется выполнить на экзамене за 30 минут – за это время нужно, в том числе, переписать ответы в бланк.
Приступая к выполнению первого задания раздела 3, внимательно прочтите предложение, относящееся к заданию 20. Подумайте, как можно преобразовать данное слово, обратите внимание на текст вокруг пробела – там могут быть подсказки в виде временных маркеров, артиклей и прочего. Но прежде всего, вам нужно определить часть речи данного слова. От части речи зависят способы изменения слова:
Если данное слово – глагол:
Обратите внимание на временные маркеры (always, never, since, tomorrow, now, и др.) – они помогут вам определить время, которое нужно применить.
Выясните по контексту, какое действие отражает глагол: законченное или незаконченное, длительное, повторяющееся – это вам также поможет определить время.
Если предложение сложное, то обратите внимание на связь двух частей предложения (их могут связывать такие слова, как while, before, after, и др.) – это даст вам подсказку, какое время должно быть в части предложения с пропуском. Также обращайте внимание на условные предложения (с if) и на последовательность действий (когда все действия, идущие друг за другом, освещаются в одном времени)
Если вы выяснили, что данный глагол нужно преобразовать по правилам Present Simple, Present Continuous, Past Continuous, или Present Perfect, то обратите внимание на подлежащее, его лицо и число.
Изучите контекст, чтобы понять, объект, к которому относится глагол, совершает действие сам или же действие совершается над ним кем-то другим – это поможет вам определить, нужен действительный или страдательный залог.
Предшествующие слова (некоторые глагол, такие как stop, try, или существительные и др.), стоящие до пропуска, могут указывать на необходимость использования герундия или причастия I (talking, writing и т.д.)
Обращайте внимание на прямую речь или косвенную речь и правила её образования.
Если данное слово – существительное:
Посмотрите на артикли до пропуска и на относящийся к существительному глагол (его форму, свидетельствующую о лице и числе самого существительного на месте пропуска) – так вы узнаете число (единственное / множественное)
Изучив предложение, выясните, требуется ли притяжательное существительное, и в каком оно должно быть числе (girl's или girls', brother's или brothers' и т.д.)
Если вы выяснили, что требуется изменить число данного существительного, проанализируйте, исчисляемое или неисчисляемое оно (cheese, milk), не исключение ли оно (woman – women) и убедитесь, что правильно пишите множественную форму (leaf – leaves)
Если данное слово – личное местоимение: Изучив контекст, подумайте, как его преобразовать:
Используя косвенный падеж (me, them)
Используя притяжательное местоимение (my, you, their или mine, yours, theirs)
Используя возвратное или усилительное местоимение (itself, myself, yourself, themselves)
Если данное слово – прилагательное или наречие:
По артиклям (the перед прилагательным в превосходной степени), маркерам (than, much и др.) и контексту определить, требуется сравнительная (better, colder, faster) или превосходная (the best, the coldest, the fastest) степень.
Преобразуя прилагательное в сравнительную или превосходную степень, помните о существовании исключений (good – better – the best; bad – worse – the worst)
Если данное слово – числительное:
Количественное числительное вы можете преобразовать в порядковое: one – first, two – second, three – third, four – fourth, five – fifth, ten – tenth, thirteen – thirteenth и др.
Читая текст, не пропускайте предложения без пробелов – они тоже могут быть важны для понимания и контекста, могут помочь вам правильно преобразовать слово для предыдущего или последующего пробела.
Задания 20-28, части Грамматика и Лексика ОГЭ по английскому языку, из Открытого банка заданий ОГЭ
Ниже приведены задания 20-28, части Грамматика и Лексика, взятое из Открытого банка заданий ОГЭ. Выполните его в соответствии со стратегией.
Прочитайте приведённый ниже текст. Преобразуйте слова, напечатанные заглавными буквами в конце строк, обозначенных номерами 20–28, так, чтобы они грамматически соответствовали содержанию текста. Заполните пропуски полученными словами. Каждый пропуск соответствует отдельному заданию 20–28.
Задание 20: We arrived at the lake very early. It was cold but in spite of that there were several _____ there. Dad pulled our fishing rods out of the rucksack and we joined the others. MAN
Задание 21: “Hey, look what I _____ !” a man sitting several metres upstream proudly showed us his bag. There was a large fish in it. CATCH
Задание 22: “Good job,” Dad _____ and everyone became quiet again. SAY
Задание 23: “How long do we have to wait? When will they bite?” I whispered. “I _____ ,” Dad whispered back and a moment later he was holding a little, silver fish. NOT KNOW
Задание 24: “See?” he turned to me. “But this one is too small. We’d better let it go and wait for the next one.” And he let _____ fish go. HE
Задание 25: The second fish was _____ than the first one and soon Dad caught a few more. BIG
Задание 26: “If it goes on like this, mum _____ us a great dinner,” he said. COOK
Задание 27: We kept fishing till noon but I didn’t catch anything _____ and got really bored with it. I
Задание 28: To me, it _____ a stupid waste of time but I certainly wasn’t going to tell Dad that. He wouldn’t have liked it. BE